Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Групповые комнаты
Функционируют 5 групповых комнат, которые предназначены для организации занятий, приемы пищи, сна
В каждой из них имеются:
- туалетные комнаты, оборудованные сантехническими средствами, индивидуальными шкафчиками для хранения полотенец
- приемная комната (раздевалка), оборудованная индивидуальными шкафчики для раздевания и скамейками
Прием готовой пищи и сон происходит в групповой комнате, в группах имеются комната для мытья посуды, которые оборудованы сантехническим оборудованием и кухонной мебелью (столы, полки, сушилки для посуды).
В каждой групповой комнате имеется:
-детская мебель (детские стенки, детские столы и стулья на регулируемых ножках)
-мебель для воспитателей (столы и стулья)
Сведения о наличии библиотеки в ДОУ
Специально оборудованного помещения для размещения
библиотечного фонда в ДОУ не предусмотрено.
Весь книжный фонд ДОУ условно разделен на три части и включает в
себя:
Книги для педагогов (методическая и справочная литература);
Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические
пособия;
Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные
инновационной программой дошкольного образования «От рождения
до школы», сборники сказок, малых фольклорных форм,
познавательной литературы, произведения русских и зарубежных
поэтов и писателей.
Вся детская художественная литература находится в каждой возрастной
группе в оборудованном книжном уголке и в методическом кабинете.
Кроме того, в каждой группе ДОУ так же имеется методическая
литература, соответствующая возрастной группе.
Книжный фонд в детском саду располагается в методическом кабинете.
Методическая литература размещена по разделам:
Физическое воспитание;
Изодеятельность;
Музыкальное воспитание;
Речевое развитие и основы грамотности;
Ознакомление с природой;
Математическое развитие;
Игровая деятельность;
Воспитание детей раннего возраста;
Работа с семьёй;
Справочная литература (различные энциклопедии, справочники);
В фонде методической литературы ДОУ есть подписные издания:
«Дошкольное воспитание»;
«Воспитатель ДОУ» с приложением;
«Ребенок в детском саду»;
«Старший воспитатель»;
«Обруч» с приложением;
«Музыкальный руководитель»;
«Музыкальная палитра»;
«Справочник руководителя ДУ»;
«Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ».
В библиотеку детской художественной литературы входят:
Произведения, рекомендованные программой «От рождения до
школы»;
Познавательная литература;
Литература для чтения «Читаем сами»;
«Детские энциклопедии»;
Сборники сказок, малых фольклорных форм, произведения русских
и зарубежных поэтов и писателей
Комплексное сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов
1. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, вступивший в силу 01.09.2013 Статья 42
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.
Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Сасовский детский сад № 10» представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основам общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», уставом Учреждения созданы условия для образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного обучения, ухода и присмотра.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
МБДОУ Сасовский ДС № 10 осуществляет обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе образовательных программ, адаптированных для обучения указанных обучающихся.
Прием ребенка с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее сответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).
2. Условия беспрепятственного доступа в образовательную организацию лиц с ОВЗ и инвалидов
В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ Сасовский ДС № 10 создается безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент обучающихся, в настоящее время возможностями помещения Учреждения укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми.
Лестничный марш по пути следствия в группу для детей со сложным дефектом установлены дополнительные перила для инвалидов. Для слабовидящих при входе в здание установлена вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. Разработана версия официального сайта МБДОУ для слабовидящих.
3. Специальные условия образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
«Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования, представление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных и коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации».
При организации образовательной деятельности, ухода и присмотра в МБДОУ учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АОП ДО только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Адаптированные программы обеспечивают разностороннее развитие детей в возрасте от 1 года до 7 лет.
Цель АОП ДО – создание оптимальных условий для позитивной социализации и развития личности детей с ОВЗ через индивидуализацию коррекционно-образовательного процесса.
Основными задачами программы являются:
- Осуществлять охрану и укрепление здоровья воспитанников, заботу об их эмоциональном благополучии.
- Оказывать своевременную, комплексную помощь детям с ОВЗ с учетом индивидуальных особенностей их развития.
- Способствовать речевому развитию детей с ОВЗ, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе.
- Обеспечивать вариативность и разнообразие содержания программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
- Формировать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую возрастным и индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей.
- Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Создавать благоприятные условия для реализации инклюзивной политики и внедрения инклюзивной практики.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2) Один раз в неделю медсестра проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют на консультацию к специалистам (для санации).
Медсестра наряду с администрацией ДОУ несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей и лиц с ограниченными возможностями в проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня. ДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медсестры, осуществляет контроль их деятельности.
Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и лиц с ограниченными возможностями. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей, путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество воспитателей и медсестры позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности. Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование предлагает путь объединенности. С помощью инклюзивного образования дети с особыми образовательными потребностями учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Предназначен для проведения музыкальных и индивидуальных занятий с группами детей всех возрастов, а также проведения праздников, развлечений, спектаклей, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников.
В музыкальном зале в достаточном количестве имеются музыкальные игрушки, инструменты, дидактические пособия. Имеется фортепиано и баян.
Наличие театральных костюмов и атрибутов в ассортименте, что позволяет организовывать различные виды музыкально-художественной деятельности.
Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям: музыкальный зал оснащен музыкальным центром, телевизором, интерактивной доской.
Созданная развивающая музыкально-предметная среда не только позволяет успешно реализовать программу музыкального воспитания дошкольников, но и способствует развитию творческих способностей детей.
Наличие оборудованных библиотек
Сведения о наличии библиотеки в ДОУ
Специально оборудованного помещения для размещения
библиотечногофонда в ДОУ не предусмотрено.
Весь книжный фонд ДОУ условно разделен на три части и включает в
себя:
Книги для педагогов (методическая и справочная литература);
Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические
пособия;
Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные
инновационной программой дошкольного образования «От рождения
до школы», сборники сказок, малых фольклорных форм,
познавательной литературы, произведения русских и зарубежных
поэтов и писателей.
Вся детская художественная литература находится в каждой возрастной
группе в оборудованном книжном уголке и в методическом кабинете.
Кроме того, в каждой группе ДОУ так же имеется методическая
литература, соответствующая возрастной группе.
Книжный фонд в детском саду располагается в методическом кабинете.
Методическая литература размещена по разделам:
Физическое воспитание;
Изодеятельность;
Музыкальное воспитание;
Речевое развитие и основы грамотности;
Ознакомление с природой;
Математическое развитие;
Игровая деятельность;
Воспитание детей раннего возраста;
Работа с семьёй;
Справочная литература (различные энциклопедии, справочники);
В фонде методической литературы ДОУ есть подписные издания:
«Дошкольное воспитание»;
«Воспитатель ДОУ» с приложением;
«Ребенок в детском саду»;
«Старший воспитатель»;
«Обруч» с приложением;
«Музыкальный руководитель»;
«Музыкальная палитра»;
«Справочник руководителя ДУ»;
«Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ».
В библиотеку детской художественной литературы входят:
Произведения, рекомендованные программой «От рождения до
школы»;
Познавательная литература;
Литература для чтения «Читаем сами»;
«Детские энциклопедии»;
Сборники сказок, малых фольклорных форм, произведения русских
и зарубежных поэтов и писателей
Наличие оборудованных объектов спорта
Музыкально - спортивный зал
В нашем детском саду есть музыкально-спортивный зал, в котором созданы необходимые условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Здесь проводятся музыкальные и физкультурные занятия, досуги, праздники и развлечения. Для удобства и координации работы физкультурных и музыкальных мероприятий составлен специальный график. В зале имеется оборудование для занятий спортом (гимнастические скамейки, мячи, обручи, кегли и т.д.) Для создания эмоционального настроя детей имеется фортепиано, музыкальный центр, телевизор, DVDпроигрыватель, пианино, музыкальные диски; музыкальные инструменты для детей; (маракас, трещетка, барабан, румба, дудочка большая, металлофон, ксилофон и т.д), микрофон, детские стульчики, стулья для взрослых, атрибуты к играм, декорации к музыкальным мероприятиям. Спорткомплекс, массажные дорожки, балансировочная дорожка, набор спортинвентаря, тактильная дорожка «Комби», большой блочный конструктор, туннель складной, мешочки для метания и другой спортивный инвентарь.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации совместной деятельности взрослого и воспитанников, самостоятельной деятельности воспитанников и проведение режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для всех видов детской деятельности – игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, восприятие художественной литературы и фольклора, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
В ДОО имеются следующие средства обучения:
• печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
• электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
• аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
• наглядно-плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
• демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
• учебные приборы (глобус, компас, микроскопы, лупы и т.д.);
• тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).Наличие оборудованных средствах обучения и воспитания.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
МБДОУ Сасовский ДС № 10 с целью повышения качества дошкольного образования, а также для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательного процесса в условиях информационного общества создал единое информационное пространство: электронная почта, официальный сайт учреждения, сеть Интернет.
Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет. Провайдером является ПАО «Ростелеком», скорость доступа от 64 Кбит/с до 10 Гбит/с. Передача сигнала происходит через оптиковолоконные линии, Wi-fi-роутер.
В свободном доступе для детей в ДОО компьютеров не имеется.
Для педагогов и административного управления в ДОО имеется 5 компьютеров, 3 ноутбука, которые имеют выход в Интернет. Работа в сети интернет входит в рабочее время сотрудников по мере служебной необходимости.
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог МБДОУ Сасовский ДС № 10 при помощи администратора точки доступа к сети Интренет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
В МБДОУ Сасовский ДС № 10 создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, его основных направлениях; об истории и развитии ДОО, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет заведующего, документы, регламентирующие работу детского сада.Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для повышения качества образовательной деятельности педагоги используют следующие электронные образовательные ресурсы: презентационные материалы, звукозаписи, видеоматериалы, видеоролики, анимационные произведения, отобранные в соответствии с содержанием тем и возрастом детей.
http://zakraski.ru/ -Сайт для онлайн-раскрашивания картинок. Большая база изображений, простой интерфейс, яркий дизайн.
http://www.kindermusic.ru/ -Коллекция музыки для детей.
http://www.playlandia.ru/ -Развивающие игры для детсадовского и младшего школьного возраста.
http://345-games.ru/ -Развлекательный портал для дошкольников. Здесь можно найти игры для малышей от 3 лет, а также посмотреть мультфильмы и видео.
http://www.chitaikin.ru/ - Коллекция книг, сказок и стихов для детей. Есть также немного игр, мультфильмов и справочной информации.
http://www.igraemsa.ru/ - Каталог игр для самых маленьких
http://fantik-bantik.ru/ -Ресурс, который будет интересен детям дошкольного и младшего школьного возраста, а также их родителям. Здесь можно найти различные занятия и задания для того, чтобы выполнить их в офлайне.
http://lukoshko.net/ -Электронная библиотека, разделенная на несколько разделов. Будет интересна для родителей самых маленьких и для детей постарше. Набор авторов и произведений довольно традиционный.
http://ladushki.ru/ - Развлекательно-познавательный сайт для малышей. Содержит простые обучающие игры и мультфильмы, позволяющие изучить счет и чтение, и немного порисовать.
Самостоятельный доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Описание
В МБДОУ Сасовский ДС № 10 обеспечено создание инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья следующих условий доступности зданий в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
- имеется возможность беспрепятственного входа в здания образовательной организации – при входе на территорию образовательной организации и на здании размещена кнопка вызова сотрудника образовательной организации для оказания технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
- имеются при входе в здание вывески с названием образовательной организации, графиком работы образовательной организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- для ориентирования слабовидящих людей выделены контрастным цветом краевые ступени лестничного марша, внутренней лестницы, края дверных полотен. На дверях нанесены зрительные указатели в виде жёлтых кругов;
- при необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
В МБДОУ Сасовский ДС № 10 обеспечено создание инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья следующих условий доступности зданий в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
- имеется возможность беспрепятственного входа в здания образовательной организации – при входе на территорию образовательной организации и на здании размещена кнопка вызова сотрудника образовательной организации для оказания технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
- имеются при входе в здание вывески с названием образовательной организации, графиком работы образовательной организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- для ориентирования слабовидящих людей выделены контрастным цветом краевые ступени лестничного марша, внутренней лестницы, края дверных полотен. На дверях нанесены зрительные указатели в виде жёлтых кругов;
- при необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
выделена на территории автостоянка для инвалидов.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Описание
В МБДОУ Сасовский ДС № 10 имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- интерактивная доска;
- мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук);
- музыкальная установка (пианино, музыкальный центр, ноутбук, микрофон).
Дети — инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.